Зачем поэту псевдоним? Часть 1





часть1
часть2
энциклопедия
обсуждение      в "Тенетах"

Часть 1. Вступление

 

Объектом нашего исследования является поэтический псевдоним.

Почему именно поэтический? Во-первых, потому что поэты — одна из самых псевдоименных категорий творцов: в этом искусстве — придумать себе новое имя — они, кажется, перещеголяли всех. А значит, и это во-вторых, на их примере мы сможем проследить наиболее типичные случаи образования и функционирования псевдонима.

Разумно ли автору этой работы претендовать на объективность своих оценок? Безусловно, нет. И в этом я, как ни странно, вижу основной смысл исследовательского труда, ибо, как писал Эдгар По, "талант аналитика проявляется именно в тех ситуациях, которые находятся вне правил <…> и человек с действительно богатым воображением никогда не является ничем другим, кроме как аналитиком". Иначе говоря, мы с вами будем иметь дело не с тем, "что можно доказать", а с тем, "что можно почувствовать" 1 . Недаром науку о псевдонимах иногда называют псевдоономастикой.

А теперь к сути работы. Ее, как и образцовый постмодернистский роман, можно читать как с начала так и с конца. Если вас в первую очередь интересуют конкретные факты использования псевдонимов, начните с заключительной части — с имен. Мной составлено что-то вроде энциклопедии, которая, по всей видимости, так же может быть отнесена к категории "псевдо", поскольку статьи, посвященные поэтам, получились очень уж разные: в одном случае, это краткие биографические данные, в другом — обрывки историй, в третьем реальное имя поэта не раскрывается — по объективным (отсутствие сведений) причинам, либо этическим (без согласия автора раскрывать его настоящее имя не принято) соображениям. Кроме того, ряд поэтов, упомянутых в теоретической части работы, и вовсе не попал в основную энциклопедию (некоторые данные о них можно найти в "дополнении") — поскольку почти ничего кроме имени они после себя в литературе не оставили (большей частью это так называемые "пролетарские поэты").

Данный способ изложения материала, как мне кажется, никак не противоречит целям и задачам нашей работы. Напротив — освобождает его от вымученных и, если позволите, псевдонаучных интонаций. Что уже неплохо.

Но прежде чем начать, нам необходимо определиться с терминами.

Во-первых, мы будем говорить только о русских поэтах, т.е. тех, кто писал на русском языке. Во-вторых, предлагается максимально широкая трактовка таких ключевых для нашего исследования понятий как "поэт" и "псевдоним".

Поэт. Автор стихов (опубликованных). Таким образом, в наш обзор попадают не только признанные поэты, но и те, кто, начав с поэзии, прославился на другом поприще — в частности, некоторые из прозаиков, а также ученые и критики. Случаи использования ими псевдонимов в других областях не рассматриваются, хотя и упоминаются в словарных статьях. Также не рассматриваются псевдонимы переводчиков зарубежной поэзии.

Псевдоним. Собственно псевдонимы (pseudos -ложь, onyma — имя; греч.) — постоянные и временные. Криптонимы (имя не идентифицировано с его носителем и неизвестно, кто написал данный текст). Мистификации (имя идентифицировано с вымышленным носителем). Анонимы (имя автора не указано, или обозначено звездочками, цифрами). Инициалы и другие сокращения полных и ложных имен. Фамилии с искаженными инициалами или искажения действительных фамилий.

С богом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *