Энциклопедия псевдонимов русских поэтов. П-Я




Вступительная статья
Обсуждение в «Тенетах»

П — Я

Перелешин Валерий (). Один из заметных поэтов русской эмиграции первой волны. Настоящее имя — Валерий Францевич Салатко-Петрище. Увезенный матерью в 1920 году в Харбин, он поступил там в Политехнический институт, где изучал китайский язык и право. С начала тридцатых годов печатался в русских изданиях Китая и Европы. В 1937 году выпустил первую книгу стихотворений. Позже издал еще ряд поэтических сборников, антологию древнекитайской поэзии в своем переводе и многое другое. В литературоведении традиционно именуется «лучшим русским поэтом Южного Полушария».

Приблудный Иван (1905-1937) Овчаренко Яков Петрович. Друг Есенина, автор сборников «Тополь на камне» (1926) и «С добрым утром» (1931). Репрессирован.

Пригов Дмитрий Александрович (род. в 1940). Здесь мы имеем уникальный случай псевдонима, совпадающего с паспортными данными автора, но, как заметил Дм. Кузьмин, не совпадающего с современным каноном представления имени автора в литературе : «Проще говоря, литератор Дмитрий Пригов выступает под псевдонимом-маской Дмитрий Александрович Пригов». Имеется в виду, что, по канону, литературное имя автора включает имя и фамилию, но никак не отчество.

Пригодич Василий (р. в 1948). Гречишкин Сергей Сергеевич. Василий Пригодич оказал мне высокую любезность и лично ответил на вопрос о причинах выбора своего псевдонима: » У нас в роду всегда чередовались Василии и Сергеи (я должен был быть Василием, но не стал). Фамилия Гречишкин не годится для человека, продуцирующего стихотворные тексты. Я взял фамилию матери, имеющую для питерского слуха некие специфические слуховые обертона» .

Прутков Иван (1888-1943). Настоящее имя — Борис Владимирович Жиркович . Под псевдонимом Иван Прутков, которого он выдавал за «племянника» Козьмы Пруткова, печатал стихи в «Сатириконе». Для эстрады писал под другим псевдонимом — Б.Владимиров.

Прутков Козьма. Перед нами еще один, но уже более значительный случай литературной мистификации.
У Козьмы Петровича Пруткова есть свои даты рождения и смерти (11 апреля 1803 г. — 13 января 1863 г.). Соответсвенно, имеется и биография:
«Между тем он пробыл в государственной службе (считая гусарство) более сорока лет, а на литературном поприще действовал гласно только пять лет (в 1853-54 и в 1860-х годах).»
Своя, индивидуальная внешность:
«…нельзя не указать и тех подробностей его наружности и одежды, коих передачу в портрете он вменял художникам в особую заслугу; именно: искусно подвитые и всклоченные, каштановые, с проседью, волоса; две бородавочки: одна вверху правой стороны лба, а другая вверху левой скулы; кусочек черного английского пластыря на шее, под правою скулой, на месте постоянных его бритвенных порезов;» и.т.д.
И теперь даже есть свой музей (открылся в1999 году в помещении Брянского литературного музея ).

Между тем, известно, что литературную личность Козьмы Пруткова создали и разработали три лица, а именно: Алексей Михайлович и Владимир Михайлович Жемчужниковы — (1821-1908) и (1830-1884) соответственно — и их двоюродный брат граф Алексей Константинович Толстой (1817-1885). Так же в работе над некоторыми стихами и комедиями принимал участие и третий из Жемчужниковых — Александр Михайлович(1826-1896). Так что это еще и уникальный случай использования коллективного псевдонима.

«Я поэт, поэт даровитый! Я в этом убедился; убедился, читая других: если они поэты, так и я тоже!..»

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1937). Александр Сергеевич тоже частенько пользовался псевдонимами, особенно на заре своей творческой биографии. Позволю себе привести на сей счет довольно обширную цитату:

В 1814 году со страниц московского журнала «Вестник Европы» некто под псевдонимом Александр Н к ш п воскликнул: «Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!» — так начиналось первое опубликованное стихотворение Александра Пушкина «К другу стихотворцу». И через несколько строк 15-летний автор сообщил читающей публике:
«Пусть судит обо мне как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись, — а я таки поэт.»
Так вступил в ряды русских поэтов и писателей юноша, которому было суждено сделаться первым поэтом России.

И как бы радуясь открытию молодого дарования, «Вестник Европы» до конца 1814 года помещает ещё четыре произведения поэта. Все они подписаны либо одной буквой «П.», либо набором цифр «1… 14-16», за которыми не трудно разгадать инициалы автора. Эти номера журналов издавались Владимиром Измайловым, журнал выходил в Университетской типографии. Годом позже Владимир Измайлов, тогда уже достаточно известный прозаик, переводчик, журналист, начинает издавать журнал «Российский музеум, или Журнал европейских новостей», где продолжает публиковать поэтические произведения лицеистов. В «Российском музеуме» было помещено и известное «Воспоминания в Царском Селе», под которым автор впервые обозначил полностью свое имя «Александр Пушкин». (Ирина Великодная,заведующая Отделом редких книг и рукописей НБ МГУ)

Еще несколько псевдонимов Пушкина связаны с его лицеистским прошлым. ЭтоАрз. под эпиграммой в «Северных цветах на 1830г.» и Ст.ар. под одной статьей в «Московском телеграфе» (1825) — Арзамасец и Старый арзамасец соответственно (в 1815-1818 Пушкин был членом литературного кружка «Арзамас»). А также Св…ч.к под стихотворением «К мечтателю» в «Сыне Отечества»(1818) и Крс под стихотворениями «Калмычке» и «Ответ» в «Литературной газете» (1830). Первый расшифровывается как Сверчок (прозвище Пушкина-лицеиста), второе — сокращенный палиноним. Другой случай: стихотворение «Череп» в «Северных цветах на 1828год» поэт подписал Я.. Маскировка под Языкова? В любом случае, еще при жизни А.С. эти стихи вошли в собрание его сочинений. Известно еще один шутливый псевдоним Пушкина, которым он подписал две антибулгаринские статьи в «Телескопе»: Феофилакт Косичкин/ Упомянем и «Повести Белкина», авторства которых он не скрывал, наоборот, просил «шепнуть Смирдину <издатель> мое имя, с тем чтобы он перешепнул покупателям» (из письма Пушкина Плетневу).

С именем Пушкина связан еще один любопытный факт, имеющий непосредственное отношение к предмету нашего исследования. В канун Нового 1799года Николай Михайлович Карамзин написал стихотворение, которое называлось «Пророчество на 1799 год, найдено в бумагах Нострадамуса». Нет сомнений в том, что пророчество это было придумано самим Карамзиным, т.е. являлось классическим случаем литературной мистификации. Так вот, оно гласило, что в сей — 1799-й — год родится новый Пиндар, т. е. великий, национальный, образцовый поэт. И такой поэт действительно родился. Так Карамзин, шутливо прикрывшись именем Нострадамуса, выступил в роли прорицателя и, что самое удивительное, не ошибся!

Пяст Владимир (1886-1940). Пестовский Владимир Алексеевич. С 1909 по 1922 выпустил четыре книги стихов. Перводчик (Сервантес, Рабле, др.), автор учебников по стиховедению.

Сазонов Евгений . В недавние советские времена — постоянный персонаж 16й страницы «Литературной газеты», коллективный псевдоним, под которым писали с десяток поэтов — авторов «Литературки». «Бывает — газету читаю, Беседую мирно с женой, А сам меж галактик летаю В коробке своей черепной!»

Салтыков-Щедрин Михаил Ефграфович (1826-1889). Тоже начинал как поэт — стихотворением «Лира», подписав его инициалами С-в. Было ему тогда 15 лет. Раз уж мы заговорили о Салтыкове, вспомним и о его прозаических псевдонимах — М.Непанов (первая повесть «Противоречия») и М.С. (повесть «Запутанное дело»).

Самойлов Давид (1920-1990). Настоящее имя Кауфман Давид Самуилович.

Сатуновский Ян (1913-1982). Яков Абрамович Сатуновский просил называть его Яном. Это имя действительно лучше и легче сочетается с его фамилией.

Светлов Михаил ( 1903-1964). Шейнкман Михаил Аркадьевич . Популярный советский поэт, автор народных шлягеров «Гренада» и «Песня о Каховке».

Северянин Игорь (1887-1941). Лотарев Игорь Васильевич был уроженцем Петербурга и его псевдоним, скорее всего, призван был подчеркнуть его духовную связь с севером России.

Сигей Сергей (род. в 1947). Сигов Сергей В.. Участвовал в группах «Уктусская школа» (с 1968 г.), «трансфуризм». Основное направление творчества — визуальная и «саунд»-поэзия. Живет в Германии.

Сид Игорь (род. в 1963). Сидоренко Игорь Олегович . Организатор «Боспорского форума» и автор концепции «Крым как мировой культурный полигон».

Симонов Константин (1915-1979). Настоящее имя — Кирилл (Михайлович) .

Сологуб Федор (1863-1927). Его настоящее имя — Тютюнников Федор Кузьмич . Здесь необходимо отметить, что большинство источников по Сологубу указывает в качестве его настоящей фамилии другую — Тетерников. Но это не так: перед взятием псевдонима Сологуб уже успел изменить, облагородить свою первую фамилию. (см.: Конст.Эрберг (К.А.Сюннерберг). Воспоминания. Публикация С.С.Гречишкина и А.В.Лаврова // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1977 год. Л., «Наука», 1979. С. 99-146) Что касается выбора литературного псевдонима, то на этот счет существует две версии. По одной из них, Тетерникову понравилась фамилия умерщего В.А.Соллогуба, автора «Тарантаса», а второе «л» он, для благозвучия, убрал. Вторая же отсылает нас к 1892 году, когда поэт вошел в круг сотрудников «Северного вестника», где критик А.Л.Волынский придумал дебютанту псевдоним — Сологуб. Отметим, что в те годы Сологуба считали кем-то вроде русского Шопенгауера, а его дальнейшее творчество, основные мотивы которого «глубокая скорбь земного существования», страх жизни и любовь к «сладкой смерти», только подтвердило верность выбора этого имени.

Сухотин Михаил (род. в 1957). Поэму Сухотина «Роза Якова» сопровождают комментарии, которые, в духе концептуалистской позиции, являются равноправным языковым «персонажем» текста: в них излагаются «концепты», прямые описания самой художественной идеи текста. Так вот, автором этих комментариев значится некий Ш.Рабинович, лицо, выдуманное самим Сухотиным и взятое, по всей видимости из фольклора (из еврейских анекдотов). И в самих комментариях, как замечает литературный критик Вл.Кулаков, звучит «не авторский голос, а голос комментатора вообще, комментаторской традиции, богословской и филологической». Но здесь мы уже переходим от проблемы использования псевдонима к проблеме приоритета «чужого» слова, актуальной для концептуализма, конкретной поэзии, поп- и соц.арта, — так что ограничимся вышесказанным.

Трилунный (1806—1856). Струйский Дмитрий Юрьевич. Автор сборника «Стихотворения Трилунного. Альманах на 1830 год», поэм «Аннибал на развалинах Карфагена» и «Картина».

Тургенев Иван Сергеевич(1820—1892). …въ — стояло под первыми напечатанными стихотворенниями Тургенева («Современник», 1838). Затем он стал подписываться Т.Л., т.е. Тургенев-Лутовинов (его мать — урожденная Лутовинова). Под этими инициалами вышла его первая книжка — поэма «Параша» (1843).

Фет Александр (). На первой книжке своих стихов «Лирический Пантеон» (1840) 20-летний Фет скрыл свои имя и фамилию, спрятавшись под инициалами А.Ф. Книжку эту он затем пытался уничтожить.

Фиолетов Анатолий (? — 1918). Талантливый одесский поэт Шор Натан (Анатолий) Васильевич , автор единственной книги «Зеленые агаты» (1914), кроме всего прочего, известен и тем, что являлся братом Остапа Шора, приятеля многих молодых одесских литераторов, с которого, как утверждали его современники, и были списаны внешность, нрав и манеры «великого комбинатора». Стихи Фиолетова были такими же нежными и по-детски наивными, как его псевдоним:

Молодой носатый месяц
Разостлал платочек белый
У поджножья скользкой тучи
И присел, зевнув в кулак…

Но после революции поэт занялся делом совсем не романтическим: пошел работать в одесский угрозыск , и был убит.

Хармс Даниил (1905/06-1942). Ювачев Даниил Иванович . Псевдоним, очевидно, навеян любимым Конан-Дойлем. На немногочисленных фотографиях Хармса легко можно узнать по непременной трубке и прочим атрибутам Шерлока Холмса. Поэт еще на школьной скамье придумал себе псевдоним Хармс, который постоянно варьировал , иногда даже в подписи под одной рукописью: Хармс, Хормс, Чармс, Хаармс, Шардам, Хармс- Дандан и т.д. Дело в том, что Хармс полагал, что неизменное имя приносит несчастье, и брал новую фамилию как бы в попытках уйти от него. «Вчера папа сказал мне, что, пока я буду Хармс, меня будут преследовать нужды. Даниил Чармс. 23 декабря 1936 года» (дневниковая запись).

Хлебников Велимир (1885-1922) в действительности был Виктором (Владимировичем). «Люди моей задачи, — сказал Хлебников в 1921г., — умирают тридцати семи лет». 2 Через год его не стало.

Ходасевич Владислав (1886-1939) Использовал женский псевдоним Елена Арбатская.

Хрисанф (1892-1980). Под псевдонимом Хрисанф печатал свои стихотворения в альманахах «Мезонин поэзии» (1913) известный впоследствии живописец и скульптор Лев Васильевич Зак. Еще один его псевдоним, под которым он опубликовал ряд критических статей, — Михаил Россиянский. В 1920 эмигрировал. В 1970 в Мюнхене книга его стихов «Утро внутри».

Цвель Глеб(род. в 1960). Олег Владимирович Юдаев Издавал в Москве самиздатский журнал-газету «Парадигма». Сейчас живет в Дортмунде, где в 1994 году выпустил книгу «Стихотворения тексты».

Черный Саша(1880-1932). Гликберг Александр Михайлович вырос в семье, где не было ни ласки, ни нормального отношения к детям. Отец -коммивояжер в постоянных разъездах, мать — истеричка, вечно больная жена. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «Белый», брюнета — «Черный». Отсюда и псевдоним.

Черубина де Габриак () — это псевдоним Елизаветы Ивановны Васильевой (урожденной Дмитриевой). Переводчица со старо-французского и старо-испанского, первый гарант русского Антропософского общества, детская писательница и при всем этом женщина, всю жизнь мучимая тяжелым недугом. Она была католичка, писала подчеркнуто мистические стихи. Долгое время она даже не пыталась печататься, но в 1909 году ее друг, Максимилиан Волошин, посоветовал послать ей свои стихи в только что образованный журнал «Аполлон» и подписать их этим загадочным псевдонимом. А сам тем временем распустил слух о юной поэтессе, затворнице-красавице из старинного знатного рода (хотя ее и трудно было назвать красивой). В результате, ее стихи имели шумный успех, а редактор «Аполлона» С.К.Маковский даже заочно влюбился в юную талантливую девушку. Конец у этой мистификации был трагикомический: ее грубо раскрыл Гумилев. Волошин дал ему пощечину, после чего состоялась скандальная дуэль, которая, к счастью, обошлась без жертв. Внешне безобидная мистификация с литературным двойником сломала поэтессу, надолго лишив поэтического голоса. И хотя Черубина-Васильева продолжала писать стихи до конца жизни, больше она нигде не печаталась, так и оставшись для многих лишь прекрасным мифом.

Чуковский Корней (1882-1969). Псевдоним поэта очень близок его настоящему имени (собственно, от него и образован): Корнейчуков Николай Васильевич . Ахматова в свое время рассказывала, как этот псевдоним появился: якобы в пылу полемики кто-то употребил словосочетание «корнейчуковский подход».

Рубоко Шо (). Яркий пример современной литературной мистификации. Псевдоним представляет собой японизированную анаграмму имени Олега Борушко. Под этим псевдонимом опубликована его книга «Эротические танки» (М., 1991), включающаяя более ста стилизаций, подобных приведенной ниже:

Кто дал тебе имя
Малышка из квартала Симмати?
Зачем так искусно
Губами ласкаешь коралл?
О бездна блаженства!

Правда, для меня в этой истории не все ясно. О том, что эта книга принадлежит перу Борушко, можно прочесть здесь и здесь . Но в другом источнике я нашел, что ее автор вовсе не Борушко , а куртуазный маньерист Виктор Пеленягрэ. Остается предположить, что либо какие-то из источников ошибаются, либо Борушко — своеобразный псевдоним первого уровня Пеленягрэ (или наоборот).

Шраер-Петров Давид (род. в 1936). Давид Пейсахович Шраер, в 1976г. будучи принятым в Союз Писателей, уже в 1980 был из него исключен — за участие в правозащитном движении. Сначала поэт подписывал стихи как Давид Шраер. Потом, года с 1957-58 — Давид Петров или Давид Петров (Шраер), а потом, начиная с 1980 г. — Давид Шраер-Петров. С 1987 живет и работет в США. Сборник любовной лирики Давида Шраера-Петрова «Песня о голубом слоне» назван Энциклопедией Британика в числе лучших поэтических сборников русского зарубежья за 1990 год.

Элинин Руслан (род. в 1963). Руслан Маломагомедович Нурудинов . Основатель «Издательства Руслана Элинина». Автор проекта «Классики XXI века»: литературный салон и издательская программа.

Юркун () Такой забавный псевдоним, представляющий собой сокращенную фамилию, Иосифу Юркунасу придумал М.Кузмин. Заодно он поменял ему и имя: литовец Юркунас стал Юрием Ивановичем. «Кузмин не только создал (буквально) ему литературное имя <…> и способствовал развитию писательского дара, но и почти умышленно заслонил от нас его творчество подробными описаниями собственного с ним сожительства», — отмечает А.Шаталов. Здесь необходимо заметить, что почти все, написанное Юркуном в послереволюционное время, в том числе, его стихи (он был известен, прежде всего, как прозаик), сгинуло в недрах Лубянки. В 1938 году, спустя два года после смерти Кузмина, он был расстрелян.

Языков Николай (1803-1846/47). Языков, вторя Державину с Жуковским, подписал свое «Путешествие на чухонской паре из Дерпта в Ревель» (1822) еще длиннее: Пребывающий на помочах у дерптских муз, но намеревающийся со временем водить их самих за нос Негуляй Язвиков.

Allegro ()Этот воздушный, музыкальный псевдоним поэтессы П. С. Соловьевой сегодня, в эпоху интернета, был бы воспринят, скорее, как сетевой ник.

 

 

1Иванов Г. «Петербургские зимы»//Иванов Г. Собр.соч. В 3т. М., 1994, т.3., с.28

2 Цитируется по изданию: «Поэзия русского футуризма» , СПб, «Академический проект», 1999. с.70

 

А — Г

Д — О

П — Я

ДОПОЛНЕНИЯ

© иван карамазов




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *