Энциклопедия псевдонимов русских поэтов. А-Г




вступительная статья
обсуждение в «Тенетах»

Словарные статьи организованы в алфавитном порядке. Первым стоит имя, под которым поэт вошел в историю литературы.

А — Г

Адо Улуро. Юкагирский поэт и ученый, автор первого букваря для своего народа, заведующий сектором юкагирского языка, литературы и фольклора Института малочисленных народов Севера. Настоящее имя — Курилов Гаврила Николаевич .

Айвенго (). «Поэт Айвенго — реально существующий, живой человек, но взятое им имя вместе с различными другими изобретениями (к примеру, в качестве местожительства поэта неизменно указывается город Тройник — так, по утверждению Айвенго, называется теперь его родной Тольятти) формирует весьма специфический образ личности, едва ли возможной за пределами пространства культуры» (Дм.Кузьмин).

Айги Геннадий (род. в 1934). До 1969 года он носил фамилию Лисин, доставшуюся его отцу — учителю, переводчику Пушкина на чувашский язык, погибшему на фронте в 1943 году — в процессе «русификации». Один из предков поэта произносил чувашское слово «хайхи» («вот тот), опуская начальный звук: так возникло семейное прозвище «Айги». Для поэта оно стало не просто фамилией или псевдонимом, а, выражению литературоведа и переводчика Ингольда, «программным художественным именем». И первые свои стихи он начал писать именно по-чувашски.

алЯгров (1896-1982). Один из основоположников структурализма в литературоведении и языкознании, «Эйнштейн лингвистики» Роман Якобсон под эти псевдонимом (порождавшим, по его мнению, в читателе нужные ассоциации) участвовал двумя заумными стихотворениями в футуристическом издании «Заумная гнига» (1919) и одним — в сборнике «Заумники» (1922). Поэтом он так и не стал, но псевдоним свой использовал еще несколько раз, иногда превращая его в Алягров.

удуша янки аркан
канкан армянк
душаянки китаянки
кит ы так и никая

Альвинг Арсен ().Настоящая фамилия Смирнов Арсен Алексеевич . Ученик И.Анненского. Переводчик Ш.Бодлера.

Андреев Алексей (). Степной.

Анненский Иннокентий (1855-1909). Большая часть его жизни пришлась на конец века девятнадцатого. Но первый свой сборник стихотворений и переводов «Тихие песни» он издал только в 1904г., в сорокадевятилетнем возрасте. И вышел он под псевдонимом «Ник. Т-о«. Поначалу же поэт собирался озаглавить его «Из пещеры Полифема» и взять псевдоним Утис , «никто» в переводе с греческого (так Одиссей назвался циклопу Полифему). В этой связи интересно высказывание Блока, не знавшего, кто автор: «Хочется, чтобы открылось лицо поэта, которое он как будто от себя хоронит… Нет ли в этой скромной затерянности чересчур болезненного надрыва?».

Ахматова Анна (1889-1966). В тетрадях Анны Ахматовой есть записи: «Все считают меня украинкой. Во-первых, оттого, что фамилия моего отца Горенко, во-вторых, оттого, что я родилась в Одессе и кончила Фундуклеевскую гимназию, в-третьих, и главным образом, потому, что Н.С. Гумилев написал: «Из города Киева, // из логова Змиева, // Я взял не жену, а колдунью…» Вскоре после свадьбы 1910г. Николай Степанович и Анна Андреевна поселились в Царском Селе в доме матери Гумилева. В Петербурге Н. Гумилев познакомил молодую жену с известными поэтами. Она читала стихи в их кругу, начала печататься под псевдонимом «Анна Ахматова», который впоследствии стал ее фамилией. В кратких автобиографических записках Анна Ахматова пишет: «Назвали меня в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем». Так Анна Горенко, которую считали украинкой, стала русским поэтом с татарской фамилией.

Арго (1897-1968). Гольденберг Абрам(Андрей) Маркович . Выступал, главным образом, как поэт-сатирик, переводчик западно-европейской поэзии и автор текстов оперетт («Жирофле-Жирофля»).

Асеев Николай (1889-1963). Настоящее имя Штальбаум Николай Николаевич. Был активным участником футуристического движения, а после Октября — ближайшим соратником Маяковского по Лефу. Сборники «Зор» (1914), «Ой конин дан окейн» и «Оксана» (1916), революционные поэмы «Буденный» (1923), «Двадцать шесть» (1924) и другие.

Багрицкий Эдуард (1895-1934). Эдуард Григорьевич Дзюбин начал печататься в 18 лет в одесских изданиях под псевдонимом «Некто Вася», «Рабкор Горцев» и другими. Однажды он даже воспользовался женским псевдонимом «Нина Воскресенская» : в сборнике «Авто в Облаках» (Одесса, 1915) под этим имением были помещены стихи, одно из которых начиналось, например, словами «Я в него влюблена». Стихи Воскресенской вошли потом во многие из публиковавшихся сборников поэта.
Псевдоним Багрицкий он взял себе позже, видимо, в честь своего партизанского прошлого в 1-й Конной Армии Буденного. Сам он характеризовал свой псевдоним так: » В нем звучит боевое время. В нем есть что-то от моих стихов».
В 1926 Катаев вывозит Багрицкого в Москву и с этим связан один почти анекдотичный факт: вызывая жену из Одессы в Москву, Багрицкий повергнул в шок московских телеграфисток своей телеграммой: «Загоняй бебехи тчк. хапай Севу зпт. катись немедленно тчк. Эдя».
Иосиф Бродский называл Багрицкого в числе наиболее близких ему поэтов.

Байтов Николай (род. в 1951) Гоманьков Николай Владимирович. Информация по Николаю Байтову, которой я владел поначалу, ограничивалась репликой А. Левина: » Или вот говорят, что Байтов нарочно взял себе такой псевдоним, чтобы намекать, что он равен восьми Битовым.» Выручил друг Байтова поэт Александр Бараш, принявший участие в обсуждении первой версии энциклопедии: «Псведониму этому, как я предполагаю, уже лет 25. Мне, во всяком случае, он известен с рубежа 70-80 годов. Самая очевидная причина принятия такого имени — это то, что Н.В. Гоманьков — программист по образованию и по способу зарабатывания денег до середины востмидесятых годов. То есть, взято как бы из наиболее близкой сферы. В общем, за одного Байтова двух битовых дают… »

Баян Вадим (1880-1966). Сидоров Владимир Иванович, организатор и участник первой олимпиады российского футуризма, а так же турне футуристов по югу России в 1914г. Автор «космопоэм» «Вселенная на плахе» (1920), «По мостовой тысячелетий» (1922). Очевидно, прототипом для выбора его псевдонима послужил древнерусский поэт Баян, упоминавшийся в «Слове о полку Игореве». Сборник «Лирический поток: Ларионетты и баркаролы» (1914).

Бедный Демьян (1883-1945). Автор популярных в Гражданскую войну сатирических стихов, стихотворных фельетонов, басен и песен. Настоящее имя Придворов Ефим Алексеевич (безусловно, неудачное для пролетарского поэта ). Вошел в историю еще и тем, что был свидетелем казни Фанни Каплан ( после расстрела Каплан он вместе с комендантом Кремля Мальковым оттащил тело в Александровский сад, где его облили бензином и подожгли). Начинал выступать в «Звезде» (1911г.) под настоящим именем. История возникновения его псевдонима следующая. Однажды он принес в типографию стихотворение «О Демьяне Бедном, мужике вредном» и следующий его приход работники типографии встретили возгласами: » Демьян Бедный идет!». Это прозвище приросло к Придворову и стало впоследствии его псевдонимом. Кстати, дядю поэта, действительно бедного крестьянина с Херсонщины, звали Демьяном.

Белый Андрей (1880-1934). Борис Николаевич Бугаев родился и вырос в среде московской интеллигенции, в семье знаменитого математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. Уже учась в университете Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых — родителей своего друга Сергея. Именно здесь, в семье Соловьевых , были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог ему сочинить псевдоним «Андрей Белый» (белый — священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов — любимый цвет Владимира Соловьева). Конечно, он не мог тогда предугадать, что придет время, когда слово «белый» станет синонимом слова «враг». В 1923 Лев Троцкий заявил об этом во всеуслышание: «Самый псевдоним его свидетельствует о его противоположности революции, ибо самая боевая эпоха революции прошла в борьбе красного с белым».

Блаженный Вениамин (1921- ). Настоящая фамилия Айзенштадт. Первая публикация этого поэта, жившего в Минске, приходится на 1982 г. «Блаженный (в первых публикациях — Блаженных) — что это: имя, псевдоним, эпитет к личности, прозвище? Поначалу, видимо, кличка, которую «недобрые люди» дали Вениамину Айзенштадту, этому, как сказала бы М.Цветаева, слепцу и пасынку, певцу и первенцу. А затем… «Пророк, поэт — это ведь нераздельно, и со времен Пушкина нераздельность эта тоже неоспорима, — рассказывает сам Блаженный. — Конечно, не каждый поэт — пророк, но я ведь и не настоящий пророк, и не в полном смысле слова поэт. Я — Блаженный, а это какая-то живая ступень, живая перекладина, проходящая сквозь век духовного мрака. Блаженный — это не псевдоним, а имя некоей сущности, некоей частицы вечности жизни.»

Божидар (1894-1914). Напрашивается русское «Божий дар». А псевдоним принадлежит Богдану Петровичу Гордееву, яркому поэту, покончившему с собой в 20 летнем возрасте (в 1914г.), но успевшему заслужить высокую оценку самого Хлебникова, автору книги стихотворений «Бубен».

Вейте, сестры,
Трубных баснь
Ярую, кружительную жизнь!

Бродский Иосиф (1940-1996). Нет, я не нашел документов, свидетельствующих о том, что Бродский пользовался псевдонимами. Тем не менее, помимо своей воли (бывает, оказывается, и так) ему пришлось выступить под псевдонимом. Из воспоминаний Олега Нестерова, лидера группы «Мегаполис»: » Это <«Рождественский романс»> песня на стихи Иосифа Бродского… Он <Александр Бараш> мне «подсунул» сочинения Бродского, когда тот еще был запрещен — за одно упоминание его имени публично выгоняли из Союза писателей. Я сразу «запал» на «Рождественский романс». Мы хотели поставить эту песню на ту самую дебютную пластинку, которая должна была выйти на фирме «Мелодия». Чтобы без проблем пройти худсовет, мы дали Бродскому псевдоним «Борис Осипов«. И никто из двадцати пяти человек не распознал поэтический шлягер 1962 года, а Борис Осипов так и остался фигурировать в титрах. Пока пластинка готовилась, перестройка брала свое — летом 1988 года имя Бродского было реабилитировано.»

Брюсов Валерий (1873-1924). Затеяв выпустить три коллективных сборника «Русские символисты»(1894-1895), Брюсов включил в первый, помимо прочих, стихи неких М., З.Фукса и К.Созонтова, а также несколько анонимных стихов (***). Все это были маски самого Брюсова. К ним нужно добавить и имя несуществующего издателя — В.А.Маслова. Брюсову так же приписывается авторство еще, как минимум, двух мистификаций — это поэты В.Даров и Нелли. Дарову в разное время придумывается несколько версий биографии: по одной он гибнет во цвете лет, по другой — занялся торговлей. В случае с Нелли, который имеет подтверждение (в архиве Брюсова были найдены черновики ее стихов) ему, вероятно, захотелось спародировать то, как женщины пишут о любви. Сначала он собирался назвать ее Ириной Ялтинской, затем Марией Райской, но остановился на Нелли.

Вечорка Татьяна (1892-1965). Татьяна Владимировна Толстая, урожденная Ефимова. Видная фигура в литературной жизни Закавказья в 1917 -19 г.г., сопредседатель Тифлисского «Цеха поэтов». Последний свой стихотворный сборник «Треть души» (1927) публикует уже под фамилией Толстая.

Владимирский Юрий (1908-1931). Владимиров Юрий Дмитриевич , детский писатель (стихи и проза). С.Маршак называл его «вдохновленным мальчишкой».

Волков Вадим (). Пример того, как в наше время псевдоним вкупе с присочиненной биографией помог автору опубликовать свои творения в солидном издании. Под вымышленным именем Ивана Раины, якобы тракториста колхоза «Жовтень», окончившего 8-летнюю школу и ПТУ (!), Волков посылает подборку своих стихов в «Знамя», журнал, где до этого были разнесены в пух и прах другие его работы, вышедшие в харьковском альманахе «Северо-Восток» (1997). И «Знамя», купившись на эту откровенную «социальщину», публикует его стихи. Таким образом, тракторист Раина оказался золотой находкой для обиженного автора и сполна отомстил за своего родителя. Подробнее с этой историей можно ознакомиться в «Литературном дневнике».

Волошин Максимилиан (1877/78-1932). Кириенко-Волошин Максимилиан Александрович.

Гамзатов Расул (род. в 1923). Цадаса Расул Гамзатович. Аварский поэт. Псевдоним выбрал по имени отца, тоже поэта, Гамзата Цадасы.

Галич Александр (1918-1977). Александр Аркадьевич Гинзбург. Учитывая то , как он любил Пушкина, корни у этого псевдонима, который он выбрал себе в ранней молодости в качестве актерского, скорее всего, пушкинские: так звали лицейского профессора словесности А. И. Галича, которого очень уважал Александр Сергеевич («Мой добрый Галич» — в «Пирующих студентах»).

Гиппиус Зинаида (1869-1945). Писательница и поэтесса, критик и публицист, одна из центральных фигур Серебрянного века. Под псевдонимом ( Антон Крайний) она печатала только критические статьи. Вряд ли он был выбран случайно: и в жизни, и в литературе она всегда придерживалась крайних, абсолютно бескомпромиссных взглядов. Так, предельная откровенность в «Contes d’amour (Дневнике любовных историй)» 1893-1904 гг. сменяется безудержной яростью в записях 1917 года.

Гнедов Василиск (1890 — 1978). Василиск — от настоящего имени Василий. Автор знаменитой «Поэмы конца», участник четырех футуристических альманахов.

Гоголь Николай (1809-1952). Николай Васильевич начинал свой литературную деятельность как поэт. В 20-летнем возрасте за подписью В.Алов он опубликовал свою идиллию «Ганц Кюхельгартен», которая получила отрицательные отзывы критики (журналы «Северная пчела» и «Московский телеграф»). Раздасадованный автор скупил у книгопродавцев все оставшиеся у них экземпляры идиллии и уничтожил их.

Голодный Михаил (1903-1949). Эпштейн Михаил Сергеевич. Автор знаменитой «Песни о Щорсе», известной не одному поколению советских школьников («Шел отряд по берегу, шел издалека, Шел под красным знаменем командир полка. Голова обвязана, кровь на рукаве, След кровавый стелется по сырой траве. Эх, по сырой траве! «), и других патриотических стихов.

Грааль-Арельский (1888/99-1938?). Псевдоним Стефана Стефановича Петрова. Его книга «Голубой ажур» (1911) была замечена Блоком, который хвалил ее, отметив при этом, что заглавие книги, равно как и псевдоним автора, ему не нравятся. В 1913 — вторая и последняя книга «Летейский берег». В 1937 был арестован. Дата и точное место смерти неизвестны.

Гранин Арсений (1902-1938). Мазнин Дмитрий Михайлович . Опубликовал сборник стихов «В дыму пожаров» (1921), но больше известен как лит. критик. Репрессирован, о чем, как и в случае с Грааль-Арельским, красноречиво свидетельствует дата смерти.

Гробман Михаил (род. в 1939). Редактор журнала «Зеркало» (Израиль), поэт и художник Михаил Гробман в интервью «Литературной газете» (32-33, 2000) вспоминает: «Когда я начинал писать стихи… я тогда писал под псевдонимом Мишель Афинский«.

Гумилев Николай (1886-1921). Первое опубликованное стихотворение Н.С.Гумилева ( В газете «Тифлисский листок» в 1905г.) было подписано «К. Гумилев». В следующем году поэт уезжает учиться в Сорбонну и там с января 1907 издает двухнедельный литературный журнал «Сириус». Вышло всего три номера; основные авторы сам Гумилев и молодая поэтесса Анна Горенко. Журнал выходил под редакцией Н. С. Гумилева. Во всех трех номерах «Сириуса» помещены произведения Гумилева, подписанные псевдонимами: «Анатолий Грант», «К-о» и «К…»

А — Г

Д — О

П — Я

ДОПОЛНЕНИЯ

 © иван карамазов




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *